АББАсолютная эпоха

ABBAсолютная эпоха

120 ударов в минуту – именно таков средний пульс ритма мелодии диско. Два десятилетия ХХ века (70–80-е гг.) мировые танцполы двигались в этом темпе, то замедляясь под звуки оркестрованного mellow disco, то ускоряясь в синтезаторном экстазе Hi-NRG. На музыкальном небосводе во всем многообразии стилей сияло множество звездных групп, ансамблей и коллективов, но никто из них не мог потягаться масштабами и творческой мощью с «планетой» по имени ABBA.    

Традиционно музыкальный стиль ABBA определяется как евро-поп в сочетании с диско, однако, музыковеды и поклонники творчества шведского квартета часто характеризуют его как «поп-феномен». И действительно, только музыкальный уникум смог создать подряд 18 хитов, занимавших верхние строчки британских чартов, и записать 8 альбомов, ставших топовыми в хит-парадах всех европейских стран. В США многие альбомы ABBA становились золотыми, а два достигли статуса платиновых (сборник Greatest hits vol.1 и The Album). За десять лет «безраздельного царствования» группы на мировой музыкальной арене (1972–1982 гг.) было продано 350 млн копий ее альбомов. Тем самым ABBA побила все тиражные рекорды планеты, не сумев опередить только одного музыкального небожителя – The Beatles. Кстати, эта парочка и по сей день остается вне конкуренции по числу продаж. Неудивительно, ведь до сих пор альбомы ABBA ежегодно расходятся в количестве 4 млн копий по всему миру.

Чем же объясняется такой успех? В чем секрет шведского «феномена», отдельной эпохой вписавшегося в анналы музыкальной истории, – эпохой под названием ABBA? Ответ нужно искать в самом творчестве группы, которое было не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Эксперимент, поиск, синкретизм – вот главные составляющие фундамента, на котором выстраивался неповторимый стиль ABBA, выходящий за рамки тех или иных музыкальных категорий. Иными словами, не ABBA вписывалась в жанр, а, напротив, жанр находил свое воплощение в ее песнях, будь то рок, диско или евро-поп. Именно жанровая полифония обеспечивала квартету такую сумасшедшую популярность. Причем круг поклонников группы был не только необыкновенно широким, но и многослойным в плане музыкальных пристрастий, ведь в песнях ABBA каждый слушатель находил нечто, соответствующее его личным вкусам и ментальным потребностям. Добавьте сюда уникальное чувство мелодики, блестящее мастерство аранжировки, новейшие студийные технологии – и получите тот самый «феномен», но уже со знаком «шведского качества».

Жанровая разноплановость не была случайностью или свидетельством какого-то  непостоянства. Напротив, союз нескольких музыкальных направлений в песнях ABBA был невероятно прочным и органичным и имел вполне конкретные истоки. Чтобы их обнаружить, достаточно присмотреться к творческой биографии каждого из участников квартета.

Особого внимания заслуживает профессиональный путь «сильной» половины группы, так как именно Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон были авторами большинства песен.

В начале своей музыкальной карьеры Бьорн Ульвеус успел побыть солистом популярной шведской фолк-группы, которая неоднократно меняла названия. Войдя в мир музыки как Mackie’s Skiffle Group, позже она преобразилась в Partners, далее последовал период West Bay Singers, ну а «зенит славы» группа встретила как Hootenanny Singers. Разумеется, опыт работы в народном коллективе не прошел даром: фольклорные элементы то и дело слышатся в песнях ABBA, проявляясь то в мелодиях, то в текстах. Ярким примером тому могут послужить песни Arrival, Fernando и The Piper. В них звучат традиционные для шведских мелодий дудочки или флейты, которые в сочетании со струнными и клавишными придают музыке хрупкости и изящества. Музыкальная композиция Arrival – сплав волынки и хорового (бессловесного) пения – и вовсе являет собой чистейший образец народных скандинавских мелодий. А вот в песне The Piper народные элементы присутствуют не только в мелодии, но и в тексте. Он повествует о загадочном волынщике, чудная игра которого зачаровывает людей, спустившихся с холмов и пришедших из долин и равнин специально для того, чтобы послушать музыканта и станцевать для него под луной.

В одном из своих интервью Бенни Андерссон, уже будучи участником ABBA, признался, что в основе его музыкального воспитания, безусловно, лежит «хороший рок», однако, «ничто не захватывает его так, как крепко сделанная поп-песня». Профессиональная биография Андерссона началась с семейных выступлений на одной из сцен родного города вместе с дедом и отцом, игравших на аккордеонах. Затем со своей первой возлюбленной Кристиной Грёнвалль он некоторое время был участником группы «Народный ансамбль электрического щита» (Elverkest Spelmanslag). Но самый главный творческий рывок был сделан Бенни уже в составе поп-рок группы The Hep Stars, где он проделал путь от жесткого рок-н-ролла до вполне «попсовой» Sunny girl. Отсюда в творчестве ABBA то и дело раздается голос рока, звучащий в тесном сплетении с поп-музыкой. В числе песен, наполненных энергией и экспрессией поп-рока – Watch out, Does your mother know, Soldiers, S.O.S. или Summer Night Сity. Композиция So Long своей динамикой и задором обязана рок-н-роллу (на заметку: в 2010 году ABBA была включена в Зал славы рок-н-ролла США). А вот песни Elaine и Eagle, хотя по мелодии мало напоминают рок, но роднятся с этим стилем драматичностью и смысловой глубиной текстов.

Безусловно, ABBA не состоялась бы без своей прекрасной половины – Агнеты Фэльтског и Анни-Фрид Лингстад. Именно их голосами, «притертыми» друг к другу сопрано и меццо-сопрано, в большинстве своем и звучали песни шведского коллектива. Однако еще до периода ABBA каждая из обворожительных скандинавок успела заявить о себе всему шведскому шоу-бизнесу.

Агнета Фельтског открыла для себя музыку в 5 лет, начав осваивать пианино. В школе она создала собственную группу, где была и автором, и исполнителем песен, а уже в 15 лет в качестве солистки вошла в состав оркестра Бенгта Энгхартcа. И, наконец, в 1972 году Агнете посчастливилось исполнить роль Марии Магдалины в шведской версии мюзикла Jesus Christ Superstar.

Музыкальное воспитание Анни-Фрид Лингстад началось с песен бабушки, которые Анни слушала с большим удовольствием. Но уже с 13 лет она предпочла петь сама, вначале выступая в качестве поп-певицы, а чуть позже став участницей джазбенда. Именно там она впитала в себя всю красоту музыки времен Гленна Миллера, Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси.

Таким образом, каждой из будущих участниц ABBA было что привнести в музыкальную копилку группы. Здесь и «поп», и блюз, и фанк, и прекрасные мелодии голливудских мюзиклов.

Эталоном поп-песни в творчестве ABBA, пожалуй, можно назвать композицию Honey Honey. Здесь присутствуют все традиционные составляющие этого жанра: простой, легко запоминающийся мотив и столь же простой и запоминающийся текст, который будет понятен даже без перевода. Многократно повторяющиеся Honey, Honey и придыхательные a-ha в припеве, заветно-женское – touch me baby, hold me baby, ну а далее все в том же духе. А вот в начале композиции Thank You for the Music – звучат мотивы и интонации, напоминающие не то блистательного Фрэнка Синатру, не то мелодии и песни голливудских киномюзиклов Фреда Астера.

Однако не будем забывать, что ABBA была рождена в период расцвета яркой, игривой, легкой, немного легкомысленной, но такой прекрасной и светлой эпохи диско. Мелодии, тексты, танцевальный задор, настроение этого жанра были настолько созвучны творческой ментальности группы, что казалось, будто диско появилось на земле специально для ABBA, как и ABBA – для диско. Нужны доказательства? Тогда слушайте: Gimme Gimme Gimme,  Lay all your love on me, That’s Me, Kisses of Fire – натуральное диско, разумеется, не без поп-элементов, но вполне узнаваемое. Помимо этого в творческом багаже ABBA встречаются такие песни-стилизации, как Put on your white sombrero – этакий мексиканский диско-поп.

Явившись концентратом музыкальных жанров, творчество АВВА стало не просто вектором развития, но и базой для формирования всего танцевального пласта современной поп-культуры. Эта «скандинавская четверка» – музыкальный символ конца 70-х – во все свои голоса учила людей радоваться, рассказывая им о красоте и беспечности жизни. Удивительная доброта и доступность – вот что сделало композиции ABBA столь любимыми для колоссального числа слушателей по всему миру. Нежные, струящиеся, самобытные, как народные напевы; понятные и легкие, как классический «поп»; столь же энергичные и напористые, как рок-н-ролл и такие же задорные, беззаботные и «пританцовывающие», как диско – все это они – песни, покорившие планету. Что такое ABBA? Это целая эпоха, в которую влюбилась сама Музыка.